Машины рейтинг-теста: испытания систем автоторможения и адаптивных круиз-контролей
Вот Tank 300 — пожалуйста. Никаких пиропатронов, а если что — мощный бампер примет удар. Но на тестовой машине системы автоматического торможения не оказалось — она появляется только в самой дорогой версии Premium City с муфтой подключения передних колес (система torque-on-demand), а у нас обычный Premium с жестким подключением передка (part-time).
Не удалось проверить и Changan Uni-V, который уже в базовой комплектации имеет автоторможение. Представительство компании не дает машины на сравнительные тесты, а прокатный автомобиль в день испытаний с мишенью был недоступен.
Зато три оставшиеся машины оказались самыми интересными! Они могут добавить седых волос водителю, поскольку тормозят в последний момент. Да, предупреждают светом и звуком заранее, но по педали электроника «бьет» перед самым препятствием — и сразу до срабатывания АБС. Если на Омоде С5 еще какой-никакой запас пространства остается, то за рулем Geely Monjaro на скорости 40 и 50 км/ч кажется, что удар неизбежен. Но нет: пусть каких-то 60—80 см, но зазор остается.
Наконец, ювелирную точность торможения показал кроссовер Jetour Dashing — всего 7 см до препятствия! И это на скорости 40 км/ч. После такого стресса я не стал испытывать на прочность радиаторную решетку этого автомобиля и отменил заезд на скорости 50 км/ч.
С места водителя это выглядит как неизбежная авария: до страхового случая осталось 7 см! И это на 40 км/ч. Поэтому от проверки Джетура на более высокой скорости мы воздержались
И все же они работают! Какие-то лучше, какие-то хуже, но если водитель неопытный или часто отвлекается за рулем на тот же смартфон, электроника подстрахует. Причем не только в случае сближения с впередиидущим автомобилем, но и при появлении на дороге пешехода или велосипедиста.
Да-да, китайские инженеры быстро учатся и внедряют на своих машинах то, что еще вчера даже для европейских автопроизводителей было в диковинку. Адаптивный круиз-контроль? Пожалуйста! Центрирование в полосе? Извольте. И магистраль M11, по которой пролегал наш маршрут рейтинг-теста, — идеальное место для проверки таких систем. Если в городе ими пользоваться негде, то на скоростной трассе с четкой разметкой руки сами тянутся к кнопке включения автопилота.
Почти все автомобили предлагают настройки систем автоторможения. Но отрегулировать можно только время звукового и светового предупреждения, на сам процесс аварийной остановки настройки не влияют
И тут первый сюрприз. Кто бы мог подумать, что самым автономным по части рулежки окажется наименее дорогой в нашей компании кроссовер Omoda C5! Если остальные машины с адаптивными «круизами» и слежением за разметкой позволяют ехать отпустив руль лишь 15—20 секунд, то Omoda способна находиться в «автономке» по 5—10 минут! Поспать за рулем, конечно, нельзя, а вот съесть заготовленный бутерброд и запить водичкой — вполне. Однако если положить руки на обод, то беспокойство вызывают его нервные подергивания, которыми электромотор корректирует траекторию движения. Плюс надо быть начеку при опережениях: пару раз, проезжая мимо фур, электроника Омоды грубо дергала руль, пытаясь оттолкнуть кроссовер от левой разметки и прижать к грузовику. Когда это происходит на скорости 130 км/ч, приятного мало. А потому, завидев впереди грузовик, я всегда клал руки на руль.
После традиционных прямоугольных дисплеев растянутая вширь приборка лифтбека Changan Uni-V — оригинальное и удобное решение. В режиме адаптивного круиз-контроля на дисплей выводится дистанция (в метрах) до впередиидущего автомобиля
При этом управление адаптивным круиз-контролем у Омоды простое: он легко включается двумя нажатиями кнопок на руле и радует понятным алгоритмом регулировки скорости. Так же легко пользоваться и лимитером. Единственное неудобство — нужно всматриваться в дисплей, чтобы контролировать текущие значения. Так, а это еще что такое? По центру экрана, куда выводится дорожная обстановка и разметка, маячит изображение мотоцикла. Но на дороге никакого мотоцикла нет! Во время дождя этот «призрак» еще не раз появлялся на экране…
Другие автомобили по части круиз-контролей и прочей ездовой электроники вызывают меньше эмоций. Самыми удобными в использовании «круизов» (включая регулировку скорости) оказались оба Танка. У них однотипное управление отдельным подрулевым рычажком, который хоть и скрыт от глаз, но имеет простую логику работы — запоминаешь за несколько раз. Есть режим ограничителя скорости с удобными интервалами в один или десять километров в час, удержание по центру полосы тоже в наличии, причем работает куда мягче, чем у Омоды.
У остальных машин управление «круизом» выведено на спицы руля, и в случае с физическими кнопками этот вариант неплохой. Но сенсорные панели сразу снижают удобство пользования: увеличивается количество ошибок, когда задаешь скорость и дистанцию. Именно так и происходит на электромобиле Voyah Passion. И пусть на дисплее у него очень наглядная информация о дорожной обстановке (вплоть до прорисовки дорожных рабочих и конусов, которыми они огородили участок ремонта), однако в эксплуатации важнее не «мультики», а простота настроек. Ведь это позволяет меньше отвлекаться от дороги.
Если есть доступ к интернету, то Jetour Dashing предлагает воспользоваться штатной навигацией, которая на деле не отличается функциональностью: найти на маршруте кафе или заправку крайне проблематично. А на левом поле — едва различимая индикация скорости «круиза», регулируемой колесиком с руля. Мягко говоря, неудобно
И с этой позиции самым неудобным по части использования круиз-контроля оказался Jetour Dashing. Попытка подражать Тесле зачтена: «круиз» настраивается колесиками на руле, которыми в других режимах регулируются зеркала и температура в салоне. От этого в поездке постоянно путаешься! К тому же заданные значения скорости адаптивного «круиза» высвечиваются не на приборной панели, а на центральном дисплее. Крутишь колесики на руле, смотришь на «телевизор» справа, выискивая мелкие цифры скорости, — и в результате отвлекаешься от дороги больше, чем в других машинах.
Кроме того, Dashing на российском рынке пока не предлагает систему слежения за разметкой. И ограничителя скорости нет даже в топ-версии. В общем, неудивительно, что Dashing оказался на дне нашего рейтинга оценок круиз-контролей.
Всем десяти автомобилям мы выставили экспертные баллы за удобство управления круиз-контролем и другими системами активной помощи водителю. И в тройке лидеров оказались Tank 500, Tank 300 и Geely Monjaro. Все они обеспечивают наиболее комфортное управление системами, а также помогают расслабиться за рулем — и в дальней дороге, и в городских пробках.
Дистанция до мишени после срабатывания системы автоторможения, м | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Скорость | Автомобили | ||||||
Exeed RX | Geely Monjaro | Jetour Dashing | Omoda C5 | Tank 500 | Voyah Dream | Voyah Free | |
30 км/ч | 3 | 1,18 | 0,74 | 0,93 | 2,97 | 2,74 | 0,78 |
40 км/ч | 3,7 | 0,8 | 0,07 | 1,3 | 2,95 | 2,84 | 0,82 |
50 км/ч | 3,2 | 0,62 | —* | 1,5 | 2,96 | 2,36 | 0,76 |
* Испытания не проводились из-за позднего срабатывания системы на скорости 40 км/ч |
Оценки круиз-контролей | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Максимальный балл | Автомобили | ||||||||||
Tank 300 | Tank 500 | Jetour Dashing | Omoda C5 | Exeed RX | Changan Uni-V | Geely Monjaro | Voyah Dream | Voyah Free | Voyah Passion | ||
Доступные системы | |||||||||||
Пассивный круиз-контроль | H | H | Б | Б | H | H | H | Н | Н | H | |
Адаптивный круиз-контроль | Б | Б | О | О | Б | Б | Б | Б | Б | Б | |
Органичитель скорости | Б | Б | H | Б | Н | H | Б | Н | Н | H | |
Удержание по центру полосы | О | Б | Н | О | Б | О | О | Б | Б | Б | |
Оцениваемые параметры | |||||||||||
Наличие/доступность систем помощи водителю | 100 | 90 | 100 | 60 | 80 | 100 | 70 | 90 | 80 | 80 | 80 |
Удобство пользования системами помощи водителю | 100 | 100 | 100 | 60 | 80 | 80 | 80 | 90 | 90 | 90 | 70 |
Суммарный балл | 200 | 190 | 200 | 120 | 160 | 180 | 150 | 180 | 170 | 170 | 150 |
Б — базовое оснащение, О — доступно в более дорогих комплектациях, H — недоступно в любой комплектации |